Опыт

Опыт (Ex) – элемент успеха №3

Привет! В этой заметке речь пойдет о том, как эффективнее обучаться: во-первых, взрослым (в отличие от детей мы это делаем сильно иначе); во-вторых, айтишникам — мы вообще ребята необычные, нам в голову поступает такой поток информации, что надо научиться с ним справляться и как можно быстрее переваривать в опыт. Опыт не пропьешь — он навсегда останется с тобой. А вот знания, как говорят, «в одно ухо влетело, в другое — вылетело».

Учим взрослых

Начну с детей. Я счастливый родитель — вот прям сейчас, как я пишу эти строчки на моем теле дочка рисует фломастером всякие звездочки. А все началось с того, что я нарисовал ей на руке звездочку. К чему это я сказал — у детей усваивание информации происходит на молниеносной скорости. Только показал что-то, как все вокруг становится полигоном для экспериментов этой новой возможности. Иногда даже показывать не надо — ребенок смотрит и подражает, хочешь ты этого или нет. Но это продлится не долго.

Опыт. Ребенок

Чуть позже, когда опыта накопится достаточно, параллельно с взрослением, усваиваться он будет несколько иначе. Все потому, что взрослый уже, можно сказать, обученная боевая единица, и новая информация ему как бы уже и не нужна, чтобы продолжать существовать. Она нужна только тогда, когда в его жизни случаются грабли. Когда то, что знал перестало работать. Вот тогда он готов впитывать новую информацию. Что самое веселое — только тогда усвоение и происходит.

Вот, к примеру, вчера только был разговор с женой на тему того, что она гуглить умеет и зачем ей дополнительный тренинг на эту тему — не понятно. Гуглить умеет — не спорю. Всегда обращаюсь к ней за поиском. Она в этом круче, чем я. Но всегда есть фишечки, которым можно еще научиться. Но зачем, если и так все работает. Работает — не трогай. Так говорят. И не убедишь в обратном. Хоть ты тресни. И так со всеми взрослыми.

Опыт. Упрямство

Я уверен, у тебя был подобный опыт, скажем, в убеждении друга (или лучше родственников) в чем-то, что, по твоему мнению, им должно помочь. Это нереальная задача. А все потому, что тренинг-стратегия выбрана неправильно. Не стоит взрослых учить как детей — им грабли надо. Положи на их пути граблину, да так, чтобы все то, о чем они до сих пор знали , не сработало. А потом будь рядом, когда вопрос «и что делать делать» будет ими озвучен. Вот тогда есть большой шанс, что твои знания будут услышаны и опробованы. И только в случае, если после их обкатки они сработают — знания будут интегрированы в опыт. И тогда уже возникнет проблема -переубедить в обратном 🙂

К чему я это все? Все просто — ты далеко уже не ребенок, ты — взрослый. И все, что было сказано тут — применительно и к тебе тоже. Ты это можешь почувствовать особенно, если сейчас ты чувствуешь желание сказать: «Нет, это все не правда». Это как раз оно и есть. Знания в чистом виде отторгаются. Нужны грабли. Без них никак. Можно сказать, что опыт = грабли + знания. Так вот, экспериментируя с этим знанием, я переделал все свои тренинги из режима «я рассказываю что-то» в режим «вот вам задача, делайте, потом разберемся». Этот подход рекомендую использовать и тебе в самообучении.

Опыт. Грабли

Для того, чтобы начать делать и поймать первые грабли, вовсе не обязательно проходить весь тренинг. Достаточно просто сделать так, как советует твой накопленный на сегодня опыт. Иногда будет получаться, иногда нет. И вот если не получилось — вот тогда надо читать всю возможную документацию на эту тему. Знания, наматываясь на грабли, формируют опыт. Пользуйся этим.

Это было во-первых. Теперь во-вторых. Айтишники люди не обычные. Они должны переваривать массу информации, каждый день. И не перегореть. Тут есть пару хаков, которыми можешь воспользоваться и ты. Для начала разберем, откуда черпать информацию, потом — как ее усваивать, как переваривать и наконец — как ей пользоваться. Этому будет посвящена вторая часть статьи.

Работаем с информацией 

Айти в Украину завезли из запада. Появились первые аутсорсинговые компании, они росли. Позже появились компании продуктовые, но так же с западным заказчиком. И вот только сейчас появляются наши собственные продукты. Так что знания и опыт изначально были завезены оттуда. А раз источник (пока) находится там, то не стоит изучать переваренные нашими коллегами материалы слишком часто — стоит читать первоисточник. Потому от сегодня возьми себе за привычку гуглить всегда на английском. Никаких больше переводов книг, статей, общения на рускоязычных форумах. Бери по-максимуму из первых уст.

Опыт. Читай правильно

Второй момент тут — читай «по диагонали». Для того, чтобы понять суть, получить первый рабочий sample, вовсе не обязательно читать всю статью от первой заглавной буквы до последней точки. Не стоит читать книгу от корки до корки. Тебе надо уже через 5 минут после того, как возникла в голове идея, иметь на руках хоть как-то напоминающий эту идею, хоть как-то работающий sample. Нет времени читать все. Да и не запомнишь ты это, потому что нужны грабли. А вот sample это уже что-то. Вокруг него можно формировать опыт, проверять на нем свои гипотезы и если не получилось — гуглить как надо было правильно.

Такой подход в шуточном стиле называют google driven development. Гуглить ты будешь независимо от твоего уровня раз 100 в день. Самые разные штуки. То, что будет повторяться — ты запомнишь. Не будешь долго этим пользоваться — снова забудешь. Знания не так важны, важны больше навыки. Один из важных навыков — гугление. Чтобы дать понять со старта, что готовых решений не будет, я на вопрос «а как это сделать» даю вот такой вот линк http://bfy.tw/6pf , больше вопросов не возникает. Я могу научить правильно гуглить, но гуглить прийдется тебе самому. Каждый день. Всегда. Теперь всегда. Привыкай. Воспринимай любую задачу как квест.

Опыт. Квест

Еще один источник информации — это твой опыт. В первой половине статьи я говорил о том, что  мешает. Теперь расскажу, как это поможет. Только перед тем вопрос. Бывало ли у тебя когда-нибудь такое, что есть вопрос, и ты не знаешь как его решить — ничего не помогает, все уже перепробовал. И ты обращаешься за помощью к другу. Он подходит, ты ему рассказываешь, что с тобой приключилось. И где-то на половине этого рассказа у тебя случается инсайт (озарение) — ты вдруг сам находишь решение. Говоришь «спасибо» и друг, так и не промолвив ни слова, уходит. Помог? Да! Но с таким же успехом ты мог обратиться к плюшевому Мишке и рассказать все ему. Именно потому этот эффект и называют эффектом Мишки тедди. Пользуйся.

Опыт. Эффект Тедди

Говорят ведь, что правильно сформулированный вопрос содержит в себе 80% ответа. Теперь его осталось всего лишь озвучить вслух. И внимательно слушать, что твой опыт тебе будет отвечать. Иногда он отвечает не сразу, а спустя некоторое время. Скорее тогда, когда компьютера рядом нет 🙂 Как Архимед в ванной со своей Эврикой! Или Альберт Эйнштейн: «Ну почему самые гениальные идеи приходят ко мне, когда я моюсь в душе?!». Не просто так. Мозг так работает. Когда мы расслабляемся — только тогда он начинает перерабатывать информацию. Потому частые перерывы очень даже кстати. Вспоминается тут «Запомни правило простое — работал сидя — отдыхай стоя» (с) Глеб Архангельский в своей книге «Таймдрайв». Чувствуешь, что  перестало получаться? Значит буффер переполнен — сходи прогуляйся. По дороге в  голову придет решение. Только встань и пойди куда-то от компа. Тут же рекомендую технику Помодоро.

Опыт. Техника Помодоро

Идем дальше. Вот ты уже попробовал что-то новое на практике, неделя или две прошли в экспериментах. Супер! Теперь ты готов усвоить всю существующую информацию на эту тему. Вот тут надо читать книгу от корки до корки. И все запомнится. Что можно сделать, чтобы на будущее не забыть? Веди конспект. Но не простой в тетрадке, а в Mind Map. А как пользоваться этим — погугли. Скажу лишь только — мозг любит Mind map. Очень любит. Мне лично очень помагает попутно с изучением чего-либо создавать материалы для будущего тренинга — презентацию,  пост в блогевыступление с докладом или любой другой способ передачи информации. Вот тут-то тебе и нужен твой падаван, о котором я писал в прошлой статье. Обучаясь, ты хоть и готовишь материалы для него, но сам лучше усваиваешь. А попутно приносишь больше пользы  миру, ведь кто-то написал то, что ты гуглишь. А представь, гуглить будут тебя?…

 

Опыт. Mind-map

Пост получился длинный. Им я хотел показать тебе, что ты являешься обладателем супер-компьютера, и прокачивая его всю свою жизнь, сегодня ты можешь проделывать всякие чудеса. Это компьютер — твой мозг. Трудности начинаются тогда, когда им пользуются не так, как он того хочет. По этой причине я, кроме джавы, изучаю еще и другой язык программирования — психологию. Что рекомендую и тебе.

Успехов!